В чем подвиг святых благоверных князя Петра и княгини Февронии?

 

Знаю, что 8 июля в России будут праздновать День семьи, любви и верности. Не кажется ли вам, что святые, ставшие причиной возникновения этого праздника, слишком какие-то простые, никакого яркого подвига они не совершили. Мне даже кажется, что этот новый праздник вряд ли приживется.

Константин ФЕДОРЕНКО.

На вопрос читателя газеты отвечает иерей Антоний Сотников:

– Святые благоверные князья Петр и Феврония – образцовые супруги, с точки зрения православного брака. Их пример актуален в наши дни. Проблема брака в Церкви – это проблема чрезвычайно сложная, особенно в тех условиях, которые сложились в современном обществе. Раньше были принципы, нерушимые основы, покоившиеся на божественных заповедях, а сейчас в обществе все стало относительно, приблизительно, условно.

Брак – одна из ценностей человеческих, которая хранит человеческое существо, охраняет саму сущность человека от разрушения. И когда сейчас в обществе появляются такие размышления, как «брак устарел», «сейчас нужно придумать что-то новое», оказывается, что кроме свободного блуда, ничего другого человек придумать не может, потому что брак – это одно из самых первых божественных установлений. Разрушение брака – это разрушение самой человечности.

Вот почему мы чтим память святых Петра и Февронии. Житие у них несложное. В самом начале XIII века Петр стал князем Муромским. И княжение его началось благополучно. Но он заболел. Все тело его покрылось струпьями, чесалось, гноилось, разлагалось. Ни один врач или целитель не смог ему помочь. Один человек посоветовал ему обратиться к девушке Февронье, которая умела лечить. Она обещала ему исцеление, но поставила условие: князь должен жениться на ней. Ее не устраивала плата, она хотела быть женой. Мучимый болезнью, князь Петр согласился. Феврония действительно исцелила его от болезни, но оставила на его теле один струп. Когда пришло время исполнения обещания, князь обманул ее. И снова весь покрылся струпьями. Пришлось снова обратиться к Февронии, попросить прощения. Она исцелила его окончательно и стала княгиней.

Однако окружение князя не могло с этим согласиться, не хотело принять простую девушку в качестве княгини. Княжескую пару бояре изгнали, супруги на чужбине понесли немало искушений и скорбей. Но княжество стало приходить в упадок, и бояре вынуждены были вновь призвать Петра и Февронию на княжение. Супруги простили причиненные им обиды, вернулись в Муром и благополучно прожили долгое время. Перед смертью они приняли монашество, так как жили в бездетном браке, попросили погрести их в одном гробу.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Наверное потому, что они обрели любовь в браке, и погребены были в одном гробу, церковь чтит их память, как покровителей христианского брака. Казалось бы, почему? Брак бездетный, вначале даже вынужденный. Но мы понимаем: в браке возникла любовь, которая связала их и соединила даже по смерти.

Мы храним память о них в качестве образца христианского брака потому что через всю двухтысячелетнюю историю христианства мы находим множество мучеников, преподобных, святителей, юродивых, но не находим святых, которые бы прославились в браке. Кроме них – ни одной пары, на которую можно было бы указать как на образец христианского брака. А ведь изначально в Евангелие мы видим заложенные основы брака, даже раньше – в первых главах Книги Бытия. Вот почему мы чтим муромских святых, которые прославились в церкви как образец христианского брака, молимся им и просим, чтобы они хранили наши брачные узы, защищали от соблазнов и помогли тем, кто хранит узы брака, достигнуть Царств.

Их мощи находятся в г. Муроме в Троицком женском монастыре. День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.

Поделиться в соц. сетях

0
Яндекс.Метрика