Почему последняя неделя перед Великим постом называется сырная?

Если Масленица – дань памяти языческим разгуляям, то почему последняя неделя перед Великим постом, Сырная, повторяет гастрономические особенности Масленицы? Зачем вообще появилась эта традиция? Почему многие верующие называют первую седмицу поста «очень строгой»?

Валентина КОНДРАШЕВА.

На вопрос читательницы отвечает иерей Антоний СОТНИКОВ:

– Это не Сырная седмица родилась на базе языческих оргий, а Масленица поклонниками языческих игрищ подтягивается к датам церковных событий. А если углубимся в историю, то увидим, что Сырная седмица – наиболее древняя среди недель перед Великим постом. Она появилась под влиянием палестинской монашеской практики – местные иноки почти весь сорокадневный период перед Пасхой проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы они сходились снова, но некоторые не возвращались, умирая в пустыне. Понимая, что каждый новый пост может стать последним в их жизни, черноризцы за день до расставания просили друг у друга прощения и обменивались теплыми словами. Отсюда и название этого дня – Прощеное воскресенье.

У традиции всю неделю вкушать молочную пищу – даже в понедельник, среду и пятницу – тоже монашеское происхождение. Ведь что такое пустыня? Это отсутствие пищи, а иногда – и воды. Естественно, перед таким испытанием нужно накопить силы. Речь, конечно, не идет о том, что в эти дни монахи объедались скоромными блюдами. Просто ввиду предстоящего в их жизни аскетического периода пост в понедельник, среду и пятницу отменялся.

Миряне эту монашескую традицию переняли и развили, но при этом смысл она получила несколько иной. Христианину-обывателю не нужно идти ни в какую пустыню, поэтому исчезает необходимость предварительного подкрепления себя белковой пищей. Но есть другой момент – в миру много соблазнов, сразу отказываться от которых рискованно. Поэтому постовые ограничения стали вводить постепенно, и Сырная седмица – один из таких этапов, когда уже нельзя вкушать мясо и играть свадьбы, однако еще можно веселиться и получать радость общения. Однако и не увлекаться особо, помня, что скоро пост.

Первая седмица действительно отличается особой строгостью поста. Церковь на первой седмице совершает богослужение продолжительнее, чем в следующие дни. С понедельника по четверг на великих повечериях читается Великий канон святого Андрея Критского. В каноне собраны и представлены многочисленные образы поста и покаяния, приводится множество примеров из Ветхого и Нового Завета применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи. Повечерие первых четырех дней называется «Малым стоянием» в отличие от «Андреева или Мариина стояния» на 5 седмице и великого стояния в Великий Пяток. На этих повечериях поется песнь «С нами Бог».

В субботу первой седмицы Церковь творит память святого великомученика Феодора Тирона и воспоминает чудесную помощь, оказанную им константинопольским христианам в 362 году при императоре Юлиане Отступнике. Христиане были сохранены великомучеником Феодором от осквернения идоложертвенной кровью.

Первая неделя Великого поста называется также Неделей Православия по совершаемому в этот день торжеству Православия, установленному в Греции в первой половине IX века в память о торжестве Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь. Особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной на VII Вселенском Соборе в 787 году.

В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Из Греции чин Торжества Православия перешел в Русскую Церковь.

Поделиться в соц. сетях

0
Яндекс.Метрика