Как Церковь почитает память святых

Не могу понять, почему одних святых Церковь почитает индивидуально, а других –группой. Как, например, «собор Воронежский святых», «собор Смоленских святых»… Почему имеется такое деление?

Ирина Владимирова.

На вопрос читательницы газеты отвечает иерей Богдан ЖУРБЕНКО:

– Святая Церковь помнит и почитает каждого святого, праведника, мученика. Но в некоторых местах их так много, что создается отдельный праздник – почитание всего собора (то есть их всех вместе). Есть в истории и такие случаи, когда прославились несколько сотен человек, и, почитая каждого в отдельности, Церковь празднует их подвиг в единый день. К примеру, 21 октября мы будем праздновать память Святых отцов VII Вселенского собора. Их – 367! Благодарные потомки не должны забывать этих людей, ведь они укрепили нашу Церковь. Дело было так.

В VIII столетии император Лев Исавриец, а затем его сын и внуки, учинили жестокое гонение на святые иконы. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириной созван был Седьмой Вселенский Собор в городе Никее. На него явились 367 отцов.

Вселенские Соборы (их было всего семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывали смуты и ереси в Церкви. На Соборах вырабатывались правила церковной жизни. Ересь иконоборчества конца VIII века была очень вредна. Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников, они обвиняли православных в поклонении тварному созданию – иконе. На поднявшихся в защиту святынь верующих обрушились гонения. Требовалось дать учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия.

Святые отцы VII Вселенского Собора собрали вековой опыт почитания святых икон, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание – это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием: то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.

Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы познаем Бога. Через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни, через икону мы получаем благодать Святого Духа.

Каждый день Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения, и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них делает нас верными чадами Святой Православной Церкви. Вот истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора! Именно поэтому из всех побед над множеством ересей победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия.

Именно святым отцам VII Вселенского Собора мы обязаны воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы и дома святыми иконами, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами.

Поделиться в соц. сетях

0
Яндекс.Метрика