День народного единства

Скоро  праздник – День народного единства. Некоторые мои знакомые считают его искусственно созданным, как бы взамен 7 ноября. Есть еще и мнения, что восшествие на Российский престол королевича Владислава в 1610 году означало бы вхождение «лапотной Руси» в семью цивилизованных государств. Как спорить с ними?

Владимир КОРОВИН.

На вопрос читателя отвечает иерей Никита ЕФИМОВ:

– А спорить и не надо – история все расставила по своим местам. Вспомним, что происходило в те трагические годы.

«Осенняя Казанская» – так зовется в народе церковный день 22 октября (4 ноября по новому стилю). Задолго до объявления его государственным праздником он был для православной России не только церковным, но и общенациональным торжеством. Да и сама Казанская икона – это один из самых почитаемых на Руси Богородичных образов.

Обретение иконы связано с Казанью. По преданию, в 1579 году Дева Мария явилась во сне девятилетней девочке Матроне и велела вырыть из земли Ее икону. Из пепелища сгоревшего дома извлекли образ Пречистой Девы. Икона представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем на Ее левой руке.

Событие это описал настоятель казанской Никольской церкви священник Гермоген, впоследствии – Патриарх Московский и всея Руси. В 1595 году был установлен праздник явления иконы («Летняя Казанская», 8/21 июля).

Второе прославление иконы, ставшей для нас иконой-спасительницей, связано с событиями смутного времени. После смерти в 1605 году царя Бориса Годунова воеводы-предатели убили его сына Федора. И в столицу въехал Лжедмитрий I (убит через год). Царем избран Василий Шуйский (1606–1610).

В 1608 году появляется Лжедмитрий II, в 1609 году началась интервенция – польские оккупанты осадили Смоленск, Троице-Сергиев монастырь, вошли в Москву. По разоренной стране бродили ватаги разбойников. В 1610 году изменники-бояре избрали царствовать польского королевича Владислава. Православная Русь – на краю гибели. Но государство было спасено Церковью.

Троице-Сергиев монастырь не был взят, несмотря на численное и техническое превосходство поляков. С недоумением оккупанты наблюдали, как по крепостным стенам «летают» монахи в продырявленных пулями рясах, заменяя собой павших стрельцов.

Келарь монастыря Авраамий Палицын так пояснил причины смуты: они кроются в грехах русских людей пред Богом. Главный грех – «всего мира безумное молчание», когда, оставшись без законного царя, «молчащее» русское общество распалось на противоборствующие группы и безначальная Русь «побрела розно». В этом и заключалась суть наказания Божьего: «и сего ради попусти ны (нам) в самовластии быти».

Поэтому Церковь зовет к покаянию. В 1610 году находящийся под стражей Патриарх Гермоген призвал подняться на защиту веры и Отечества. Он тайно отправил воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому вой-

ску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за Дом Пречистой и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите, <…> везде говорите моим именем».

Люди откликнулись на призыв Первосвятителя. Собранное Кузьмой Мининым ополчение возглавил князь Димитрий Пожарский. Казанские дружины принесли с собой список с Казанской иконы и передали князю Димитрию с верой, что Пресвятая Богородица возьмет ополчение под Свое покровительство.

Наши предки поняли, что все беды обрушились на страну за народные грехи, и готовились к битве постом, молитвой и покаянием. Утром 22 октября (4 ноября) 1612 года начался победный штурм Кремля. Страшный зверь по имени «смута» был повержен.

В 1613 году избрали законного царя – Михаила Романова (1613–1645). С этого момента начался новый этап жизни России. Она стала возрождаться.

 

Поделиться в соц. сетях

0
Яндекс.Метрика